Рыбную отрасль Дальнего Востока ждут изменения — Путин дал поручения
Работу рыбохозяйственного комплекса страны планируют скорректировать, чтобы увеличить потребление российской рыбы на внутреннем рынке. Это одна из главных задач, которые содержатся в перечне поручений президента Владимира Путина, опубликованных на сайте Кремля. Пока большинство из них требует от правительства РФ «представить предложения» или «оценить целесообразность». В список обсуждаемых мер входит наращивание закупок отечественной рыбопродукции для государственных и муниципальных нужд, увеличение объемов железнодорожных поставок рыбы с Дальнего Востока на запад страны, а также введение вывозных пошлин – для «стимулирования производства отечественной рыбной продукции с высокой степенью переработки». Среди поручений президента РФ есть и такие, которые приморские рыбаки воспринимают как минимум с осторожностью.
Российскую рыбу – школьникам, военным, спасателям
Совещание с членами правительства, на котором обсуждалось развитие рыбохозяйственного комплекса, состоялось 29 октября. Глава государства тогда подчеркивал, что уровень потребления рыбы в России остается ниже нормы, рекомендованной Минздравом. Официальный перечень поручений по итогам встречи опубликован 3 декабря, и значительная его часть посвящена наполнению внутреннего рынка. Так, до 1 марта 2026 года требуется представить предложения по увеличению закупок рыбы государственными структурами. В первую очередь имеется в виду обеспечение питания школьников, а также нужды Минобороны, МЧС, ФСИН, Росрезерва и Росгвардии.
«Если вспомнить историю этого вопроса, она насчитывает около 10 лет. Рыбацкая общественность давно предлагала рассмотреть вопрос [о систематических государственных закупках отечественной рыбопродукции]. Некоторое время назад даже был подсчитан объем – примерно 700 тыс. т в целом по стране, примерно 14-15% от общероссийского вылова. Во-первых, это увеличит поставки рыбопродукции на внутренний рынок и потребление. Во-вторых, наша рыба не аквакультурная, она не выращивается, а является дикой – поэтому она полезная. И особенно это важно для детских образовательных учреждений», – пояснил РБК Приморье президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
Он добавил, что выполнение этого поручения не скажется негативно на экспортной деятельности компаний, которая традиционно является более прибыльной. Маловероятно, что в школьные столовые будут закупаться дальневосточные крабы. Однако будут востребованы минтай, сельдь, дальневосточная сардина (иваси).
Рыбоперевозки и реновация флота
Участники отрасли также поддерживают предложение об увеличении объемов железнодорожных перевозок с Дальнего Востока на запад страны. В данном случае президент требует даже не предоставить предложения, а «принять меры». Сделать это необходимо до 1 марта 2026 – ответственными назначены председатель правительства Михаил Мишустин и глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
«Принять меры по увеличению объема перевозок рыбной продукции железнодорожным транспортом из Дальневосточного федерального округа в центральную часть России, в том числе посредством повышения эффективности таких перевозок и обеспечения их равномерного (в течение всего года) субсидирования, обратив внимание на сокращение срока оборачиваемости подвижного состава, используемого для перевозки рыбной продукции, и снижение стоимости перевозки», – указано в перечне поручений Владимира Путина.
Рыбаки Приморья подчеркивают, что необходимо поддерживать и перевозки автомобильным транспортом. Таким образом рыбу можно доставлять буквально до дверей магазина в условиях загруженности железнодорожных путей и нехватки рефрижераторных контейнеров. На Дальнем Востоке есть компании, которые приобретали новые автомашины специально для перевозки рыбопродукции, однако цены на топливо и другие сопутствующие расходы делают этот процесс нерентабельным.
Еще одно президентское поручение логистической направленности касается увеличения объемов перевозки рыбной продукции по Северному морскому пути – предоставить предложения по этому вопросу требуется до 25 декабря 2025-го.
Самое «долгосрочное» в списке поручений Путина связано с разработкой плана мероприятий (дорожной карты) по обновлению судов, осуществляющих промышленное рыболовство и развитию судоремонтной базы. Такой план требуется составить до 30 марта 2026 года, и необходимо учесть в нем мероприятия до 2036 года.
«В Министерстве промышленности и торговли уже обсуждалась инициатива о запрете входа в российские порты для судов старше 40 лет. Если взять все суда, не только рыболовные, но грузопассажирские, грузовые и так далее, то надо будет заменить порядка 36-37% всего флота Российской Федерации. Это громадный объем работ, с которым мы просто не сможем справиться. Поэтому это очень важное поручение президента, и здесь мы будем предлагать реновацию флота. Это не потребует столько финансов и столько времени, сколько уходит на строительства флота. И в то же время даст толчок российскому судоремонту, что тоже очень важно», – сказал Георгий Мартынов.
Квоты без инвестиций и новые пошлины
Среди поручений президента РФ есть и такие, которые рыбаки воспринимают не слишком тепло – как минимум с осторожностью. Правительству необходимо оценить целесообразность проведения аукционов на квоты добычи водных биоресурсов без инвестиционных обязательств. Речь идет о продаже 100% квот на биоресурсы с высоким экспортным потенциалом (моллюски, иглокожие, ракообразные) и о тех, которые ранее были закреплены по историческому принципу. В теории данные квоты можно будет приобретать без сопутствующих обязательств по строительству новых судов или береговых предприятий, однако и это может оказаться слишком обременительным для потенциальных участников торгов.
«Да, предлагается проведение аукционов без инвестиционных обязательств. Будут сформированы лоты – их надо просто выкупить. Однако для этого все равно потребуется большой объем финансовых средств. Сегодня отрасль к таким инвестиционным процессам, к сожалению, не готова. Пока не готова. Рыбаки находятся в достаточно сложном финансовом положении. И те, кто работает на исторических квотах, и те, кто занимается моллюсками. Отрасль в целом должна более триллиона рублей кредитов под достаточно высокие проценты. <...> Реализуется первый этап инвестиционных квот, второй этап. Они еще не завершены. При этом мы видим существенное отставание строительства рыбопромыслового флота», – прокомментировал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.
Также до 25 декабря будет прорабатываться возможность введения вывозных таможенных пошлин на основные виды водных биоресурсов – этот шаг отраслевое сообщество не одобряет. Отметим, что гибкие экспортные пошлины на рыбу и морепродукты уже вводились в стране – с октября 2023 года. Этот механизм в целом действовал до конца 2024-го. При этом негативная реакция отрасли подтолкнула к ослаблениям еще раньше: например, в ноябре 2024-го из-под действия пошлин вывели мороженую сардину, филе минтая и ряд других товаров. Как говорят рыбодобытчики, в 2025 году они «вздохнули с облегчением», однако возможность возвращения пошлин обнаружилась еще в принятом в конце ноября законе о федеральном бюджете на последующую трехлетку.
Как ранее писал РБК Приморье, дальневосточные рыбаки называют свою отрасль «экономическим донором». В первом полугодии 2025-го рентабельность рыбодобывающих предприятий страны составила порядка 33%. В итоге себестоимость рыбы сегодня формируется под воздействием множества экономических факторов – от дорогих кредитов до роста платы за пользование водными биоресурсами. По мнению участников рынка, без активной позиции государства стабилизировать рост цен и повысить потребление рыбы в стране не получится.