Проблему бросили на обочине: почему Владивосток запаркован большегрузами

В первом квартале 2025 года объем перевозок грузов автомобильным транспортом в Приморье составил 4,05 млн т. По данным Приморскстата, это на 19,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот также увеличился – на 27,7%. Маршрут большинства из учтенных статистикой фур проходит через Владивосток, и уже традиционно большегрузный транспортный поток создает проблемы для местных жителей. Так как для отстоя грузовиков фактически нет специализированных площадок, их бросают на обочинах городских улиц.
Точное число фур, проехавших по дорогам Владивостока за первый квартал года, подсчитать сложно – подобного учета нет ни у портов, ни у местных властей, ни в Госавтоинспекции. Однако о том, что проблема с засильем большегрузов на дорогах и обочинах города стоит крайне остро, говорят общественники и парламентарии.
«Во Владивостоке действительно существует проблема с фурами и прицепами, которые паркуются не только вдоль дорог, но и на любых свободных участках – где смогли, там и встали. Владивосток – портовый город, поэтому поток большегрузов здесь будет всегда. Независимо от того, едут они на Эгершельд, на Чуркин или еще куда-то, у портов всегда будут очереди из фур. Пока порты не вынесут за территорию города (а их не вынесут, нужно с этим смириться), этот поток никуда не денется», – рассказала РБК Приморье депутат Законодательного собрания края Надежда Телелюева.
Согласен с ней депутат Думы Владивостока и гендиректор ООО «Прим Авто» Станислав Примаченко. Он также отметил несколько «болевых» точек, где проблема с большегрузами наиболее заметна.
«Мы видим что творится на Чуркине – в Рыбный порт стоят огромные очереди, в том числе на автомобильных развязках стоят. В связи с тем, что грузооборот увеличился, уже на развязке в районе Космонавтов, 17, 19, 21 отстаиваются», – обозначил депутат.
Собеседники редакции также сошлись во мнении, что город запаркован фурами из-за отсутствия специальных мест ожидания и парковок у портов, где большегрузы могли бы стоять в ожидании разгрузки.
«Проблема-то решаема. Главное – найти место для организации парковки данных автомобилей. Их много, они большие, соответственно, участок должен быть и в пределах портовой деятельности, чтобы они не заполняли весь Владивосток», – заметил Примаченко.
Нет выхода, как и места для стоянки
Объективно бороться с проблемой мешают сложная география города и его статус транспортных ворот страны в юго-восточную Азию – важнейшие порты расположены на южной части полуострова Муравьева-Амурского, поэтому ехать к ним приходится через весь Владивосток. Тем не менее попытки разрешить сложную ситуацию принимаются уже давно. Например, в 2011 году Игорь Пушкарев, на тот момент занимающий должность главы Владивостока, запретил движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 т на участке от Маковского, 58в до Некрасовской, 122. Правда, это постановление мэрии оперативно признал незаконным Ленинский районный суд. А в 2020 году экс-градоначальник Олег Гуменюк попытался ограничить движение большегрузов в городе с 7:00 до 20:00. После жалоб перевозчиков эту инициативу опротестовала прокуратура.
Помимо жестких запретов рассматривались и места для создания специализированных стоянок – ни на одном из них такие объекты пока не построены. Одним из казалось бы перспективных вариантов, который предлагали перевозчики, была территория старого золоотвала. Однако при дальнейшем исследовании здесь обнаружили токсичный грунт. На других локациях возникали другие сложности.
«Управлением Госавтоинспекции Приморского края в адрес губернатора Приморского края и заместителя председателя правительства Приморского края неоднократно направлялись инициативные письма о рассмотрении вопроса об организации специализированных стоянок для большегрузных транспортных средств, однако до настоящего времени данный вопрос не решен. Предполагаемое место для стоянки большегрузных транспортных средств, рассматриваемое администрацией Владивостока, стало объектом затянувшегося судебного разбирательства, исход которого не определен», – рассказала начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения управления Госавтоинспекции УМВД России по Приморскому краю Елена Иванова.
Наиболее вероятное не сегодня место появления стоянки для фур – это территория вдоль улицы Дальней, у объездной трассы. О намерении создать здесь стоянку для большегрузов в прошлом заявлял действующий глава Владивостока Константин Шестаков. Кадастровый номер земельного участка пресс-служба мэрии не публиковала, однако под описание подходит надел 25:28:040014:6307 площадью 46,7 тыс кв. м – из-за него управление муниципальной собственности администрации Владивостока с 2020 года судилось с ООО «Автолинии», требуя освободить участок от металлических контейнеров компании. Как передавали в 2022 году «Аргументы и факты», расходы по созданию транспортно-логистического узла для контейнеровозов на Дальней был готов взять на себя Владивостокский морской порт «Первомайский». Однако, судя по сообщениям официальных структур мэрии, вопрос о финансировании до сих пор открыт.
«Организация места длительной стоянки для большегрузных автомобилей на ул. Дальняя планируется до 2030 года. К сожалению, указать более точные сроки оборудования стоянки нельзя, так как это будет решаться по мере выделения финансирования», – писал МЦУ Владивостока в начале июня 2025-го.
Даже с появлением такого объекта, по мнению некоторых экспертов, проблемы с большегрузами на улицах города могут не разрешиться окончательно. Важна экономическая составляющая для каждого конкретного водителя – людям зачастую выгоднее находится как можно ближе к порту, чтобы оперативно принимать груз. Это неудобство в теории может устранить система цифрового регулирования очереди для фур, однако ее внедрение тоже пока остается под вопросом.
«Если президент говорит о том, что Севморпуть должен начинаться и заканчиваться в городе Владивостоке, значит нужно организовать нормальное осуществление грузопотока. А не так, чтобы кто-то бросал свою «телегу» или полностью машину [на обочине], создавая потенциальную аварийную ситуацию. Почему нас не слышат? Почему губернатор еще в 2018 году обещал [решить вопрос со стоянками для большегрузов], но ничего сделано не было?» – сетует председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края Петр Куприянов.
Он вспоминает, что в прошлом сами перевозчики готовы были участвовать в федеральной программе развития объектов дорожного сервиса – в ее рамках инвестор мог создать среди прочего и стоянку для фур на условиях софинансирования. Около 7 лет назад перевозчики, по словам Куприянова, готовы были взять на себя часть расходов, но в итоге региональные власти не предоставили земельного участка для этих целей.
Варианты «разгрузки» Владивостока
У Госавтоинспекции нет иных мер воздействия на водителей кроме профилактических бесед, уговоров, а также штрафов за неправильную парковку. Нарушения – когда машина перекрывает обзор или стоит в неположенном месте – штрафуются на суммы от 500 до 5 тыс. руб. С учетом высокой стоимости самих грузоперевозок эти затраты становятся для логистов скорее издержками. По словам Елены Ивановой, с начала года ГАИ Владивостока привлекла к административной ответственности более 2,5 тыс. водителей и хозяев большегрузов за нарушения в области безопасности дорожного движения. Это общая статистика, куда входят в том числе и нарушители правил парковки.
«Пока не будет тотального контроля за фурами со стороны УМВД (сотрудники, фотофиксация по камерам, рейды с разгоном фур) с осязаемыми для перевозчиков штрафами, ничего не изменится – ни парковки, ни уговоры администрации портов не помогут. При стоимости рейса в 300 тыс. руб. цена одного штрафа за парковку во Владивостоке не является критичной», – считает депутат Надежда Телелюева.
Власти города пытаются локально «закрывать» проблемные участки, вводя на них ограничения движения. Серией распоряжений мэрии тяжелому транспорту уже запрещено появляться на ряде улиц в центре, если есть возможность отправить его на альтернативные маршруты. Как писал РБК Приморье, в конце 2024-го было решено запретить автомобилям массой более 3,5 т въезд в микрорайон Снеговая Падь. В мэрии поясняли, что без большегрузов обстановка на дорогах станет безопаснее.
При этом эксперты-градостроители видят выход в более радикальных решениях, хотя в прошлом такие попытки и пресекались надзорными органами. Член градостроительного совета Приморского края Андрей Борняков считает, что выйти из сложной ситуации можно при помощи двух волевых решений: запретить парковку большегрузных машин вдоль городских дорог и запретить перемещение их по улицам города в дневное время.
«Владивосток уникален за счет своих портов и вывоза грузов из этих портов через город. По большому счету, нужно регулировать движение большегрузных машин и разрешать вывоз грузов только в ночное время. Когда все жители спят – пожалуйста, город может заниматься товародвижением. Я был в Вероне, в Италии, и там вы вовсе не можете заехать в центр, если не живете в данном районе и вашего номера нет в списке. Сразу же оштрафуют. Нам до этого далеко, конечно, но ограничить движение машин в дневное время по городу – я думаю, это решение вопроса. Где они будут в это время стоять – конечно же, не на дорогах. Потому что дорога – это не парковка, это артерия, по которой двигаются автомобили. И в тех городах, где запрещена стоянка автомобилей вдоль дорог, там нет практически пробок», – подчеркивает советник главы Владивостока, основатель и руководитель архитектурной фирмы «Град М» Андрей Борняков.
Необходимость решения наболевшей проблемы прописана в различных официальных документах – в том числе в принятой в 2021 году программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Владивостокского городского округа на период до 2036-го. На момент составления документа доля грузового транспорта в общем транспортном потоке на территории Владивостокского городского округа (ВГО) составляла порядка 22%. В рамках программы предполагается перенаправить его – создать «грузовой каркас» городского округа, пропуская транспорт к зонам его притяжения в обход основных магистралей.
«Грузовой транспорт, в том числе перевозящий крупногабаритные и тяжеловесные грузы, вместимостью более 8 т предполагается вывести на автодорогу А-371 «Де-Фриз – Патрокл – Русский» с организацией выезда на улицы, обеспечивающие подъезд к зонам его притяжения. <...> Остальные территории ВГО предполагается обслуживать грузовым транспортом вместимостью до 8 т с ограничением движения в центральной части ВГО», – предлагаются конкретные шаги в тексте программы.
Отметим, что документ предусматривает три варианта развития транспортной инфраструктуры, различающиеся по масштабу и объемам вложений. Так, в наиболее «дорогом» варианте развития событий окончание строительства ВКАД должно предоставить альтернативный маршрут к портам – с севера на юг города, вдоль Амурского залива. Еще один вектор развития предусматривает лишь частичное строительство ВКАД (1-го этапа кольцевой трассы), но при этом оговаривается создание площадок отстоя большегрузного транспорта, крупных центров консолидации грузов (логистических центров). И наконец, никакого строительства для решения конкретно данной проблемы не потребует последний вариант, просто вводящий ограничения движений грузового транспорта в центральной части города.
Напомним, что большой ВКАД сейчас находится под вопросом. Как ранее говорила председатель правительства Приморья Вера Щербина, стоимость первого этапа работ оценили более чем в 88 млрд руб., а второй будет стоить более 320 млрд. При этом одним из предвестников реализации проекта, как сообщал РБК Приморье, стало объявление о подготовке документации для создания нового моста на Русском острове – перехода на остров Елены. Сроки начала самих работ даже на этом участке пока неизвестны.