Перейти к основному контенту
«Пионерский передел» ,  

Внезапная деприватизация, НeadНunt по-восточному и правый руль за Уралом

Эксперты о самых обсуждаемых темах Дальнего Востока
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Прокуратура тревожит благополучный пригород

Главной обсуждаемой темой этой недели, без преувеличения, можно назвать выявление Приморской краевой прокуратурой фактов незаконной приватизации земельных участков, на территории которых в свое время находились детские лагеря. Речь идет о 5 лакомых наделах общей площадью более 30 гектаров в самом дорогом пригороде Владивостока. Когда-то здесь была санаторно-курортная зона с домами отдыха и детскими оздоровительными центрами.

Видео: РБК Приморье

На двух спорных участках кипит стройка, на третьем под корень рубят деревья, которые обеспечивали этой территории звание санаторно-курортной. На четвертом расположилась база отдыха, а пятый находится во владении частной школы. Прокуроры посчитали, что земли были неправомерно переданы из государственной собственности в частную еще в 90-х годах прошлого века – тем самым нарушены законные права детей на санаторно-курортный досуг. А сейчас участки хорошо бы вернуть. Именно такой посыл у исков надзорного ведомства, которые они направили в суд.

«Прокурорской проверкой вскрыты факты незаконного перехода в частную собственность нескольких бывших пионерлагерей. В результате акционирования и приватизации 5 государственных предприятий вновь созданные организации последовательно заключали ничтожные сделки. <…> Выявленные нарушения послужили основанием для предъявления прокурором Приморского края 5 исковых заявлений к нынешним собственникам земельных участков и объектов недвижимости о признании права муниципальной собственности в отношении них и истребования из незаконного владения в пользу Владивостокского городского округа», – прокомментировала РБК Приморье старший помощник прокурора Приморского края по взаимодействию со средствами массовой информации Дарья Каштанова.

Сегодня территория Садгорода уже не является санаторно-курортной зоной, и при наличии разрешений там можно строить и частные, и многоэтажные дома, и магазины, пояснил РБК Приморье директор агентства недвижимости «Городской риэлторский центр» Сергей Косиков. По словам эксперта, сейчас важно разобраться в том, почему компании, получившие разрешения на строительство, вдруг оказались нарушителями, и почему система дала сбой.

«История, когда документы, которые выдает власть, городская администрация, краевая администрация, начиная от разрешения на строительство и заканчивая порубочными билетами, становятся токсичными, – это очень плохая история. Когда застройщик получает разрешение и начинает действовать в соответствии с законом, а потом выясняется, что он на самом деле нарушил закон, имея на руках разрешение, имея на руках порубочный билет, – это неправильная история. Вот это все сначала нужно исправить, а потом уже говорить о том, что делать», – считает Сергей Косиков.

По словам риелтора, сейчас территория Садгорода уже достаточно плотно застроена жилыми домами. Основная тенденция в этом районе – строительство жилых комплексов из среднеэтажных домов в 3-4 этажа.

«Там нет никакого суперэлитного жилья. Покупают обычные люди, цены такие же, как в городе. Это те люди, которые готовы жить в пригороде. Они ценят малоэтажное жилье. <…> Там много зелени, там большие дворы, там очень комфортное проживание. Покупают те люди, которые заботятся о детях, о себе, об экологии и живут там с огромным удовольствием», – заверил эксперт.

Вопрос о том, есть ли риски остаться без жилья для людей, купивших недвижимость на тех пяти участках, к собственникам которых предъявляет претензии прокуратура, пока остается открытым. А вот родители учеников частной школы, также попавшей в «черный список» надзорного ведомства, уже бьют тревогу.

«Каждый родитель озадачен тем, что если эту школу все-таки закроют, заберут землю, заберут здание в муниципалитет, куда будут ходить наши дети? Район застраивается ­– как частным сектором, так и высотными зданиями, жилыми домами, целыми микрорайонами. И количество учеников в классах на сегодняшний день достигает пика: 32, 36, 37 учеников. И, соответственно, ты встаешь перед выбором: а куда идти, если нашу заберут и закроют?», – прокомментировала ситуацию РБК Приморье представитель актива частной «Владивостокской международной средней общеобразовательной школы» Елена Кульченко.

Встревоженные родители уже направили письма с просьбой о помощи во все возможные инстанции, в том числе полпреду президента РФ на Дальнем Востоке Юрию Трутневу, губернатору Приморья Олегу Кожемяко и в Минвостокразвития.

«Помогите сохранить школу, потому как, может быть, прокурор и прав. Но прошло более 20 лет, практически 30 лет с момента, когда осуществлялась приватизация этого земельного участка и тех ветхих строений, которые остались от детского лагеря «Юный приморец». И сегодня говорить о том, что вот тогда, 30 лет назад, это было незаконно, – всех это возмущает. И поэтому все писали, пишут и будут писать», – говорит Елена Кульченко.

Эра кнопки еще не настала

Правительство России продлило мораторий на обязательную установку системы ЭРА-ГЛОНАСС на импортируемые в страну автомобили для личного пользования. Это новость, которую так сильно ждали дальневосточники. До 1 февраля 2024 года допускается постановка машин на учет без кнопки.

С уходом из страны многих зарубежных брендов и рассветом параллельного импорта львиная доля поставок автомобилей в регион – видавшие виды «японки». Растет, конечно, импорт из Китая, поднимает голову отечественный автопром, но привычки дальневосточников переделать сложно. Люди до сих пор считают, что японский автомобиль, пусть и сильно б/у, лучше нового европейского. И когда удается немного сэкономить, например, растаможить машину на физическое лицо или не платить за ЭРА-ГЛОНАСС, – это вызывает у жителей макрорегиона только позитивные эмоции.

«Этот рынок вообще очень сильно зависит от новостной повестки. Конечно же, этой новости мы все очень сильно ждали. С ним как-то полегче, с продлением моратория», – рассказал РБК Приморье руководитель компании LEVCAR Евгений Ларченко.

Как подчеркнул эксперт, если бы продления моратория не произошло, в первую очередь продавцам и конечным потребителям пришлось бы столкнуться с повышением цены на кнопку.

«Насколько конкретно – не знаю, потому что цена на ЭРА-ГЛОНАСС была как 10 тысяч рублей, так и 50 тысяч рублей, были какие-то средние цены. Повышение цены – это основная проблема», – отметил Ларченко.

Он заверил, что сейчас рынок импорта автомобилей из Японии находится на подъеме. В основном в России везут машины, которые уже традиционно пользуются популярностью на территории Дальнего Востока и до Урала. Среди бестселлеров – Nissan Note, Toyota Prius, Subaru Forester.

«Сегодня начался, так сказать, летний сезон. Летом всегда машин становится больше по привозу как под заказ, так и на продажу. Ну и, соответственно, я опять же сказал хорошие новости: никаких санкций, никаких кнопок. Поэтому рынок сегодня потихоньку опять идет вверх, объемы увеличиваются», – отметил Евгений Ларченко.

По его словам, праворульные машины пользуются все большим спросом и в западной части страны. Основной фактор, влияющий на спрос на японские автомобили: соотношение цены и качества.

«Люди все больше и больше на Западе начинают увлекаться правым рулем. Я побывал в Москве буквально недавно: там цены, честно говоря, просто сумасшедшие. То есть машина, которая «праворукая», стоит 2 миллиона, а того же класса «леворукая» стоит 4 миллиона. То есть тот, у кого есть деньги, покупает «левый руль», а кто хочет ездить на хорошей машине, и нет такого бешеного количества денег, уже начинают, конечно же, на Западе на «правый руль» посматривать, все больше и больше пересаживаться. Поэтому все больше и больше на Западе клиентов», – резюмировал автодилер.

Где взять дальневосточных «воротничков»

Еще одной обсуждаемой темой на РБК Приморье, несмотря на лето и сезон отпусков, стал злободневный вопрос о работе, работодателях, специалистах и рынке труда в целом. Эксперты подсчитали, что самыми популярными на Дальнем Востоке являются вакансии в производственно-сырьевой отрасли, транспортно-логистической сфере и продажах.

Зарплаты растут, но люди все равно уезжают. В особенном дефиците высококвалифицированные кадры, за которыми бизнесу приходится вести настоящую охоту, предлагая лучшие, чем у конкурентов, условия труда.

«Ситуация с кадрами на Дальнем Востоке традиционная, но это не значит, что решать ее как-то легко. В целом по России, наверное, компании столкнулись с этой ситуацией пару лет назад. У нас она уже много лет находится в стабильно тяжелом состоянии. Но и в целом, если говорить о текущих цифрах, то рынок труда остается дефицитным. Дефицит ухудшается в связи с началом летнего сезона», – рассказала РБК Приморье руководитель пресс-службы портала headhunter.ru (hh.ru) Дальний Восток Елизавета Илюшина.

Сегодня работодатели буквально бьются за грамотных специалистов, чтобы переманить на Дальний Восток или, наоборот, не дать покинуть эту территорию. По словам эксперта, особенно это касается массового персонала и так называемых «синих воротничков».

«Сейчас мы видим, что и уровень заработка этих специалистов растет от месяца к месяцу на новые позиции, которые открываются работодателями, и что для таких специалистов предлагаются максимально комфортные условия труда. Плюс особенностью наших регионов является вахта, и компании, опять же, конкурируя за специалистов узких добывающих отраслей, предлагают, помимо различных релокационных пакетов, проживание с семьей на территории, строят детские сады, спортзалы, то есть всячески стараются обустроить место работы максимально комфортно для того, чтобы приезжали узкие специалисты из разных регионов и в наши условия Крайнего Севера», – комментирует Илюшина.

Она уточнила, что из-за «разворота на Восток» макрорегиону потребовались дополнительные специалисты.

«В регионах Дальнего Востока количество вакансий по всей сфере «транспорт, логистика, перевозки» выросло на 50%, если сравнивать только май 2022 года к маю нынешнего года. То есть количество вакансий очень активно растет. Плюс вырос спрос на специалистов в транспортно-логистической сфере, по международной логистике и в том числе со знанием китайского языка. Мы в начале года проводили достаточно большое исследование, и выяснилось, что в регионах Дальнего Востока только за 2022 год количество вакансий для соискателей со знанием китайского выросло на 49%», – сказала Елизавета Илюшина.

По ее словам, чтобы прописать востребованных специалистов в Дальневосточном регионе и удержать высококвалифицированных работников на территории, нужна совместная работа государства и бизнеса. Так, со стороны государства есть ряд программ, которые действуют уже достаточно давно. Они касаются северных надбавок в условиях Крайнего Севера, также это коэффициенты, ранняя пенсия, дополнительный оплачиваемый отпуск и поездка к месту проведения отдыха, льготы, связанные с медобслуживанием, и льготы для сотрудников, у которых есть дети. Также действуют такие программы, как, например, «Земский доктор», которые запущены по всей стране, но имеют отличия на Дальнем Востоке от общероссийской канвы. Суть программы в том, что специалистам в сфере медицины, докторам и учителям предлагается релокация в сельскую местность, в регионы страны. И если в целом по России, по регионам сумма, которую предоставляет государство в рамках программы, составляет миллион рублей, то на Дальнем Востоке – 2 миллиона.

«Также есть программа повышения трудовой мобильности. И здесь идет также на госуровне привлечение квалифицированных специалистов с достойным уровнем заработной платы в регионы Дальнего Востока. В программе участвуют 14 регионов, из них 10 дальневосточных. То есть государство для привлечения специалистов на Дальний Восток делает достаточно много», – подчеркнула Елизавета Илюшина.

В свою очередь, компании конкурируют за персонал и стараются предоставлять потенциальным сотрудникам максимально комфортные условия, несмотря на тяжелые условия труда на Дальнем Востоке. Это касается и переезда, и предоставления жилья, и обустройства на новом месте, и предоставления «подъемных».

Полное интервью с экспертами смотрите в видеоверсии. Какие будут обсуждаемые темы следующей недели — узнаем через 7 дней.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Все новости Приморье
В Петербурге мужчина попросил взыскать с его жены почти ₽1 млн за изменыОбщество, 18:58
Лукашенко рассказал, что взял в Россию лыжи, но пришлось рубить дроваПолитика, 18:50
В Белгородской области боец самообороны пострадал при атаке дрона на автоПолитика, 18:49
У «Кухни на районе» изменился состав владельцевБизнес, 18:47
Муфтий Москвы отказался считать неверие в Деда Мороза правонарушениемОбщество, 18:45
Пережившая инсульт лыжница Сметанина начала восстанавливатьсяСпорт, 18:44
Как креатив повышает эффективность маркетинговых инвестицийОтрасли, 18:44
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
В Сирии сожгли 1 млн таблеток «наркотика джихада»Политика, 18:43
Украинский боксер Усик признался, что носит поддельные часы Rolex за $100Спорт, 18:40
Как генеративный искусственный интеллект оценивает бизнес-показателиРБК и СберАналитика, 18:35
Лукашенко сказал Путину, сколько «Орешников» может принять БелоруссияПолитика, 18:33
Володин направил депутатам проект полного запрета на продажу вейповПолитика, 18:31
Как организовать добычу без участия людейОтрасли, 18:29
Коммерческий директор «МегаФона» — о новых потребительских трендахОтрасли, 18:23