Туроператоры Приморья: новые пункты пропуска нас спасут
В Приморье близится к завершению строительство двух новых международных автомобильных погранпереходов (МАПП) — в Краскино и Пограничном. По мнению экспертов, это позволит кратно увеличить пропускную способность и нарастить грузо– и турпоток. Все это происходит на фоне введения безвизового режима с Китаем. Однако новые пункты пропуска проектировали еще до этих послаблений. Рассчитана ли обновленная приграничная инфраструктура на новую систему, не «убьет» ли безвиз местный турбизнес и когда приморцы смогут ездить в Китай на своих машинах, разбирался РБК Приморье.
Из Владивостока — хорошая разлетка
По предварительным данным приморского отделения Российского союза туроператоров (РСТ), в этом летнем сезоне выездной туризм прибавил 15% относительно прошлого года. Произошло это за счет роста туризма внутреннего — регион привлекает к себе все больше гостей из других регионов России. При этом туристы не только путешествуют по краю, но и ездят в соседний Китай. И этот вид отдыха набирает обороты. Исполнительный директор регионального отделения РСТ Анна Филимонова уверена, что на этом фоне туротрасль продолжит наращивать объемы.
«Западные регионы поехали в Приморье, потому что интерес к краю постоянно подогревается — туроператорами, рестораторами, отельерами, правительством. Мы рассказываем жителям других городов, как у нас красиво, вкусно, тепло, можно купаться, а еще — съездить в Китай. Да и не только в Китай, нам открыли авиасообщение с Вьетнамом, есть Санья, два направления Таиланда. Из Владивостока очень хорошая разлетка. Нам есть, что туристу предложить. Отчасти на динамике сказалась и катастрофа на Черном море. Но это, скорее, вторично. А закономерно то, что Приморский край становится все популярнее», — рассказала РБК Приморье Филимонова.
По ее словам, введение безвизового режима с Китаем стало самым резонансным в этом году событием, вызвавшим много споров. Одна часть участников рынка уверена, что безвиз спровоцирует еще больший рост турпотока, другие — что туристический бизнес пострадает из-за снижения групповых поездок в КНР. Однако Филимонова считает, что в значительной степени картина путешествий для Приморье не изменится.
«Есть понятная нам емкость рынка. Из года в год мы эти потоки контролируем. Они варьируются за счет приезжих, которые отдыхают в нашем регионе и едут в Китай. Либо за счет каких-то событийных моментов. Но в целом мы понимаем, что это плюс-минус один и тот же объем», — пояснила она.
Безвиз VS бизнес
Опасения участников рынка по поводу резкого снижения количества групповых поездок в Китай в связи с введением безвиза не оправдались, говорит Филимонова. Группы идут достаточно регулярно. По ее словам, туристы, привыкшие путешествовать через туроператоров, продолжат пользоваться их услугами, потому что это выгодно финансово и удобно организационно. Путешественнику не нужно беспокоиться о брони билетов на автобус, поезд или самолет, а также о наличии номеров в гостиницах.
«Турфирмы заключают контракты с компаниями-партнерами, выкупают места в гостиницах, обеспечивая наполняемость. Для нас есть групповые скидки на билеты, на отели, страховка для группы рассчитывается иначе. Если говорить о сезонном отдыхе, например, на новогодние каникулы или на пляжный курорт, здесь также свободных продаж не будет по той же причине — все забронировано турфирмами. Компании выкупают билеты у перевозчиков, а под эти блоки билетов наши партнеры, соответственно держат для нас определенные места в отелях. Эта схема отработана годами. В такие пиковые моменты свободно купить билет на автобус и забронировать гостиницу довольно сложно. А все агрегаторы по продаже билетов или бронированию отелей в основном на китайском языке. Появляются уже на английском, но это единицы», — прокомментировала эксперт.
Она уточнила также, что при разработке индивидуальных туров все расходы путешественника увеличатся на 30%. Поэтому безвиз не станет массовым явлением, а турфирмы продолжат возить группы туристов. По ее словам, сам по себе безвизовый режим интересен тем россиянам, кто и раньше ездил в соседнюю страну индивидуально — по визам. Для этих путешественников просто облегчили процедуру пересечения границы.
Инфраструктура не справляется
Нынешний высокий сезон был довольно насыщенным — с учетом 15-процентного роста выездного турпотока обстановка на погранпереходах Приморья с Китаем была напряженной. По словам Филимоновой, существующая приграничная инфраструктура явно не рассчитана на такие потоки.
«Есть официальные перевозчики, которые заявлены и ездят по расписанию, утвержденному всеми службами, включая минтранс. И здесь все предсказуемо — количество автобусов, число туристов. Но есть так называемые «дэшки» — дополнительные автобусы, которые идут через границу помимо регулярных рейсов. И вот их становится все больше. Нагрузка на пункты пропуска колоссальная. Это несравнимо больше существующих норм пропускной способности, рассчитанных исходя из числа работников, кабинок, антропогенной нагрузки на территорию. Надо отдать должное нашим МАПП — люди там работают буквально на износ, пункт закрывается только когда пропустит последний автобус», — рассказала Филимонова.
Эксперт говорит, что туроператоры надеются на запуск новых погранпереходов. Это позволит быстрее пропускать туристов через границу, и сведет к минимуму время ожидания в очередях.
«В новогодние праздники повышенный спрос, люди едут на каникулы, чтобы свободное время провести с семьей, с друзьями. Эти туры бронируют за несколько месяцев, продажи хорошие. Желающих всегда очень много. И каждый год на пунктах пропуска выстраиваются огромные очереди — до 30 автобусов. Людям приходится ждать часами. А едут они с детьми, с родителями. Условия на сегодняшних МАПП не из лучших — начиная от простейших урн для мусора, заканчивая туалетами. Новые пункты пропуска нас спасут», — считает эксперт.
На новый уровень
Близится к завершению строительство сразу двух ключевых пунктов пропуска — в Краскино и Пограничном (сроки открытия пока не называются). Проекты строительства, которые запустили еще в 2008 году к саммиту АТЭС 2012 года во Владивостоке, затормозили из-за недобросовестности подрядчиков. Объекты заморозили на несколько лет, но сейчас МАПП находятся в высокой степени готовности.
Новые погранпереходы позволят значительно увеличить пропускную способность, как грузового, так и туристического транспорта. Проектами предусмотрено увеличение количества полос для фур и автобусов, а также кабинок для прохождения паспортного контроля. МАПП «Пограничный» сможет пропускать до 1,3 тыс. транспортных средств в сутки, количество полос здесь увеличат до 22. В Краскино пропускная способность вырастет до 750 машин в сутки, количество полос — до 16. Об этом РБК Приморье сообщил председатель комитета Законодательного собрания Приморья по региональной политике, законности и международному сотрудничеству, член межведомственной комиссии по пограничной политике при правительстве края Джамбулат Текиев.
«Для пассажиров оборудованы большие и комфортные залы ожидания со всеми условиями. Погранпереходы в будущем смогут перейти на круглосуточный режим. Проектами предусмотрены полосы для легкового транспорта, что позволит приморцам в будущем ездить в Китай на личных машинах. Для ускорения работы новые МАПП оснащены новейшим отечественным оборудованием, программным обеспечением. Кроме того, изменится система пропуска грузового транспорта, здесь наша страна возьмет на вооружение опыт китайской стороны. У них груз оформляется не на пункте пропуска — все досмотры, проверка документов и наличия пломб занимают буквально 10 минут. После этого фура отправляется на специальный склад, где уже происходит проверка и контроль груза. На новых МАПП эту функцию будут выполнять логистические терминалы. Это нам позволит избежать заторов грузового транспорта на границе», — рассказал Текиев.
Он уточнил также, что новые погранпереходы хоть и проектировались еще до введения безвизового режима с Китаем, делались с «запасом», и предусматривают увеличение турпотока. Помимо строительства МАПП в Краскино и Пограничном, активно идут работы на погранпереходах «Хасан» и «Марково», запуск их планируется на 2026 год.
Ремонт дорог — вопрос федеральный
Вместе с увеличением грузо– и пассажиропотока растет нагрузка не только на погранпереходы, но и на дороги края. По словам Текиева, дорожный вопрос для региона осложнен большими расстояниями до пунктов пропуска. А так как все дороги являются краевой собственностью и требуют больших вложений, региону необходима федеральная помощь.
«Губернатор Приморья Олег Кожемяко выходил на правительство России с предложением перевести дороги, ведущие к погранпереходам, в федеральную собственность. Потому что грузы по ним не только для Приморья везут, а для всей страны. И чтобы ремонтировать эти дороги, строить их, нужно привлекать средства федерального бюджета. Этот вопрос обсуждался в Совете Федерации, но четкого ответа пока нет. Причина — увеличенная нагрузка на государственную казну. Поэтому решение отложили. А проблему дорог решаем пока, в том числе, с помощью дополнительного финансирования. Так, краевой бюджет получает средства на программу по развитию туризма, куда входит и капитальный ремонт дорог», — рассказал парламентарий.
Также по линии полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева на дорожную инфраструктуру Хасанского округа выделено 500 млн руб. По словам Текиева, это средства на дороги в сторону Хасана и Краскино, они уже делаются. Приводится в нормативное состояние и пограничное направление, планируются работы по ремонту к МАПП «Марково» и «Турий Рог».
Перспективные совместные проекты
Пока Приморье модернизирует существующие и строит новые пункты пропуска, китайская сторона реализует масштабные приграничные проекты. Как рассказал Текиев, это, к примеру, новый МАПП с современной логистической инфраструктурой, запущенный 4 октября этого года в Хуньчуне.
Кроме того, на китайской стороне в районе поселка Хасан идет строительство нового пункта пропуска. Официально об этом погранпереходе китайская сторона правительству Приморья еще не заявляла, говорит депутат. Но, по замыслу властей провинции Цзилинь, по новому коридору будут пропускать около 2 млн китайских туристов в год. Возможно, в будущем это станет еще одним совместным проектом Приморья с иностранными партнерами.
По словам Текиева, поселок Хасан, стоящий на стыке трех границ, перспективен с точки зрения развития международных обменов — торговых, туристических, и привлекает к себе внимание стран-партнеров — Китая и Северной Кореи. Строящийся пункт пропуска в Хасане и мост в КНДР — это тоже совместный проект. Его запуск планируется на июнь следующего года.
«С Северной Кореей у нас налажен конструктивный диалог. Они нам помогают, и мы им сейчас помогаем. Несмотря на то, что Китай и КНДР дружат, некоторые ограничения все-таки ввели для корейцев. Там пункты пропуска сегодня не работают. Поэтому идея открытия нового пассажирского погранперехода, это еще и вариант запуска новых туристических маршрутов, когда китайцы могут посетить Россию и съездить в КНДР через Приморье», — отметил Текиев.
Туристический поток вырос на 6%
По данным минтуризма Приморья, за 9 месяцев 2025 года по региону совершено 3,3 млн поездок (оценочно). Это на 6% больше, чем годом ранее. За этот же период краевой бюджет прибавил 2,6 млрд руб. налоговыми поступлениями от туристической отрасли региона. По этому показателю рост составил 19,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Глава минтуризма Наталья Набойченко подчеркнула РБК Приморье, что такой результат достигнут региональным правительством благодаря работе по выводу туристического бизнеса из «тени».
«Это очевидный результат нашей политики по легализации туристического бизнеса. Динамика налоговых поступлений — самый важный и наглядный показатель работы отрасли. Сегодня в туризме и сфере гостеприимства занято более 44 тыс. человек. Мониторинг деятельности отелей, ресторанов, экскурсоводов и гидов-переводчиков показывает необходимость продолжения работы в этом направлении — предприниматели выходят из тени. У бизнеса есть понимание, что дело не в штрафных санкциях, а в государственной поддержке предпринимательства. Появляются новые объекты, что способствует повышению качества сервисных услуг и спроса на отдых», — отметила Набойченко.
Как ранее писал РБК Приморья, ключевыми мероприятиями в рамках легализации турбизнеса стали регистрация контрольно-кассовой техники, изменение категории земельных участков, используемых не по назначению, а также выявление незаконной предпринимательской деятельности.
Набойченко уверена, что масштабная модернизация приграничной инфраструктуры даст новый толчок развитию туристической отрасли Приморья. Уже сегодня интерес к региону возрастает не только со стороны гостей из других субъектов РФ, но и зарубежных туристов. И эта тенденция будет только нарастать. По итогам этого года регион ожидает, что вклад отрасли в ВРП достигнет 138 млрд руб., а турпоток превысит 4 млн туристов — российских и иностранных.