Новое повышение утильсбора добьет агонизирующий «Зеленый Угол»
Минэкономразвития поддержало очередное повышение утильсбора на автомобили в России, сообщает РИА Новости со ссылкой на замглавы ведомства Максима Колесникова. По его словам, вопрос уже находится на рассмотрении правительства. Отметим, что на увеличении платежа неоднократно настаивал руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов, указывая на резкую экспансию китайского автопрома на отечественном рынке при одновременном нежелании брендов из КНР локализовать производство. Речь шла о его увеличении (для легковых автомобилей с двигателем от 1 до 2 литров) с 300 тыс. до 550 тыс. руб. уже в этом году, до 660 тыс. рублей в 2025 и до почти 1 млн в 2029 году.
За прошлый год утильсбор пополнил бюджет страны почти на 0,5 трлн руб. По словам Колесникова, это главный источник денег для субсидирования отечественной автомобильной отрасли.
Приморские участники рынка сходятся во мнении, что больше всего от нововведений пострадают перекупщики авто, которые привозят машины для перепродажи. Для физлиц, скорее всего, ничего не изменится – но наверняка это пока неизвестно: конкретные условия, по которым будет повышаться платеж, пока не озвучены.
«Если вдруг это повышение утильсбора как-то переложат на льготный платеж для физлиц – это будет совершенно другая история, практически конечная остановка для дальневосточного рынка. Будет коллапс», – считает директор компании Carwin Дмитрий Забора.
По мнению генерального директора компании «Япония Транзит» Дмитрия Клатаевского, конечный потребитель в любом случае останется крайним. В конечном итоге подорожают как б/у, так и новые автомобили.
Он добавил, что государство вводит подобную меру для того, чтобы локализовать зарубежные автопроизводства – в первую очередь китайские. На сегодняшний день на территории РФ завод есть только у бренда Haval – но и он неполного цикла.
«Никто не спешит сюда инвестировать деньги, строить заводы. Но все охотно продают автомобили, сюда идут китайские бренды второго эшелона, им продажи нужны. <…> Россия с удовольствием потребляет хоть какие-то новые автомобили, причем от официальных дилеров, но с такими гарантийными обязательствами, которые по факту китайцы исполняют очень слабо», – пояснил Клатаевский. Однако, по его мнению, в нынешних условиях рынка китайцы локализовать производство не будут.
Дмитрий Забора считает, что, если произойдет повышение платежа для бизнеса, на дальневосточном автомобильном рынке ничего не поменяется. Сейчас перекупщики на «Зеленом Углу» в основном продают остатки, завезенные в прошлом году.
«Там, наверно, 80-90% машин – то, что привозили в прошлом году, как до, так и после повышения утильсбора. Машины покупали в сентябре, октябре, ноябре – это были попытки что-то купить на продажу. Это все стоит и практически ни у кого не продается: очень мало покупателей, высокие цены и неконкурентоспособность с теми, кто привозит автомобили для личного пользования. Рынок продажи автомобилей в агонизирующем состоянии. И предпосылок для каких-то изменений нет», – отметил Забора.
В настоящее время, по его словам, под коммерческий утильсбор идет процентов 5-10 автомобилей. В основном это дорогие марки, для которых увеличение платежа не так критично.
Ранее РБК Приморье писал, что с августа 2023 года, согласно постановлению правительства, ставка утилизационного сбора на легковые автомобили была проиндексирована в среднем в 1,7-3,7 раза, на легкие коммерческие автомобили - в 2,5-3,4 раза, на грузовики - в 1,7 раза, на автобусы - в 2,2-4,8 раза и на электробусы – в 8,7 раза.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.