Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Такой разный рост: эксперты о ценах на бензин, уловах и пассажиропотоке

Эксперты о самых обсуждаемых темах на Дальнем Востоке
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Почему дорожает бензин

В России продолжает дорожать бензин. Цена на топливо на Санкт-Петербургской международной бирже (СПбМТСБ) бьет все рекорды. В пятницу, 25 августа, например, цена бензина марки АИ-95 достигла уровня в 72,4 тыс. руб. за т, увеличившись на 9% с конца июля. Стоимость «народного» АИ-92 63 тыс. руб. за тыс. л, так необходимый сельхозпроизводителям «дизель» тоже становится «золотым». При этом на фоне роста розничных цен, на российских АЗС наблюдается нехватка топлива.

Видео: РБК Приморье

По словам коммерческого директора группы компаний Benzo Анны Моисеенко, основная причина, по которой увеличивается стоимость бензина на заправках, заключается в сокращении субсидирования железнодорожных перевозок нефтепродуктов в удаленные регионы страны – в том числе и на Дальний Восток. Такую меру правительство вводило в апреле, и продержалась она всего месяц.

Вторая причина – сокращение объемов топлива, которые выводятся на ежедневные торговые сессии СПбМТСБ, где компании и закупают нефтепродукты. Биржа, отметила эксперт, – очень пластичный инструмент, и когда спрос начинает превышать предложение, неизбежно растут и цены.

Влияет на повышение стоимости также приток туристов, из-за которых спрос на нефтепродукты увеличивается.

«Проблемы на текущий момент связаны и с отгрузками с завода. Одно дело – успеть приобрести нефтепродукт. Другое – получить его. Это совершенно уже отдельная история. Мы приобретаем нефтепродукты, но отгружают их, из-за удаленности региона, в течение 30 дней. Кроме того, также часто приходится сталкиваться с тем, что вагоны застревают в пути, выключаются из поездов и доходят еще примерно месяц. Вот этот логистический рукав от момента приобретения топлива до того, как оно приходит к нам на нефтехранилище, занимает до двух месяцев», – добавила Моисеенко.

Влияют на цены также курс доллара и повышенный экспорт за рубеж. Однако, по мнению эксперта, решением этого вопроса должны заниматься регуляторы федерального уровня.

«На днях у нас состоялась очная встреча с руководителем приморской УФАС России по поводу грядущих проверок АЗС. Мы, со своей стороны, пришли с подтверждающими документами, что с апреля текущего года регулярно направляем в ведомство информацию о том, что будет повышение цен и дефицит топлива. И наши письма все более печальные. УФАС нам говорит, что эти данные попадают в Минэнерго. Но проблем они не видят. Мы считаем, что проблема коснулась только независимых сетей АЗС, которые не интегрированы вертикально и не являются дочерними предприятиями нефтеперерабатывающих компаний», – рассказала собеседница.

Независимые заправки, объяснила она, покупают нефтепродукты на бирже, имея определенную ставку маржинальности. Превысить ее нельзя, иначе с проверкой придет УФАС.

«Сейчас они не могут нам ничего вменить, потому что видят оптовую стоимость, знают наши издержки и понимают, что наша цена на текущий момент оптимальна. А вопрос как раз стоит задать вертикально интегрированным сеткам АЗС о том, почему на текущий момент цена на их заправках ниже, чем оптовая на бирже для нас. Мы прекрасно понимаем, что эти компании не приобретают нефтепродукты в режиме обычных торговых сессий – поставки у них осуществляются по прямым договорам, внебиржевым сделкам. Иногда, в периоды повышенного спроса, они могут частично зайти на торговую сессию. Но, как правило, у них идут прямые отгрузки, на которые не влияют дефолтные сроки – то есть время, в течение которого с момента покупки на бирже завод может отгрузить клиенту этот объем. То есть у них приоритетная отгрузка и совершенно иной прайс, который отличается от цен на ежедневных сессиях», – рассказала эксперт.

Тем не менее, свет в конце тоннеля, по мнению Анны Моисеенко, есть. Во-первых, скоро завершится туристический сезон, из-за чего упадет спрос на топливо. Во-вторых, цены уже «уперлись в потолок» и демпферное регулирование начнет откатывать в противоположную сторону, чтобы нефтеперерабатывающие заводы не платили налоги со сверхприбыли обратно в бюджет. Кроме того, ситуацию поможет исправить возвращение субсидирования железнодорожного тарифа на перевозки, который был существенным подспорьем для малого и среднего бизнеса.

Секрет успеха лососевой путины

Вылов лососевых в России в 2023 году уже стал вторым по объему за всю историю наблюдений. Промысел еще продолжается, а уже добыто более 530 тысяч тонн. Это в три раза больше, чем за весь 2022 год. Интересно, что вклад Камчатки в добычу лососей на Дальнем Востоке составляет 90% от общего улова. По крайней мере, именно такой процент озвучил губернатор Камчатского края Владимир Солодов на совещании под руководством президента России Владимира Путина.

«Причина столь удачной путины – это сложившиеся благоприятные погодные условия, в частности, на Камчатке, которые позволили в свое время отнереститься рыбе и вернуться. Мы говорим об основном промысловом запасе, который составляет практически 80% улова тихоокеанских лососей не только на Камчатке, но и в целом на Дальнем Востоке – о горбуше. Это сложно прогнозируемый вид, но она вернулась как никогда», – рассказал председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын.

По словам эксперта, государство приняло законы и подзаконные акты, которые позволили рыбакам понять, что в отношении лососей правила игры будут стабильны несколько десятков лет. Благодаря этому в частности на Камчатке предприятия начали вкладывать деньги в развитие собственного производства. В развитие береговой инфраструктуры инвестировали около 60 млрд руб., также было построено около 50 новых заводов.

«Для этого нужно было провести в 2008 году первые конкурсы на рыболовные участки для промысла лососей и сказать, что теперь рыболовы будут работать долго по определенным принципам, потому как до этого правила игры менялись каждый год. То есть в этом году, например, можно было получить билет рыболовный, а в следующем – не факт. И поэтому люди жили одним днем. Сейчас на одном ресурсе можно проработать и 20 лет. А недавно президент подписал закон об укреплении участков за добросовестными пользователями – это те, кто работал и планирует делать это и дальше, заключив договор о социально-экономическом партнерстве по поддержке сельских береговых территорий», – рассказал собеседник.

Он добавил, что, скорее всего, побить рекорд 2018 года не удастся. Тогда Камчатка поймала 500 тыс. т лососей. В этом году цифра немного скромнее – почти 480 тыс. т. По итогу путины, которая уже практически заканчивается, поймать получить порядка 485 тыс. т.

Тем не менее, несмотря на богатый улов, цены на красную икру продолжают расти. Сейчас они установились в пределах 3 тыс. руб. за кг. По словам Галицына, за ценообразование отвечает определенное количество игроков рынка, которые находятся в Москве. Они и решат, будет ли цена деликатеса падать или, наоборот, повышаться.

Как растет пассажиропоток

Число пассажиров, прибывающих в аэропорт Владивостока, начинает восстанавливаться после пандемии коронавируса. В прошлом году, например, воздушная гавань Приморья приняла 2,1 млн человек. В 2020 и 2021 гг. число пассажиров было гораздо меньше. Вообще мощности терминала позволяют обслужить 3,5 млн человек в год. К таким показателям здесь планируют прийти к 2027 г. А уже в ближайшие дни аэропорт ждет испытание Восточным экономическим форумом (ВЭФ): к регулярным рейсам прибавятся бизнес-джеты, борты первых лиц государств-участников.

«В первый после пандемии 2022 год пассажиропоток вырос на 17% относительно 2021. Основной прирост произошел благодаря развитию внутренних авиалиний, и мы впервые обслужили более 2 млн пассажиров на них. Всего общий пассажиропоток за 2022 год превысил 2,1 млн человек. За минувший период 2023 количество пассажиров выросло на 24%», – рассказал начальник отдела авиационного маркетинга международного аэропорта Владивостока Дмитрий Хазин.

По его словам, самыми востребованными остаются авиарейсы в Москву, Новосибирск и Екатеринбург. По летнему расписанию из Владивостока в столицу вылетает до 6 воздушных судов. Пользуются спросом у пассажиров и перелеты внутри Дальнего Востока.

«Сейчас все наши взгляды устремлены на международное направление. За последний год самолеты начали летать в столицу Лаоса Вьентьян, рейсы выполняли «Уральские авиалинии». Также появилось направление в Улан-Батор. 2 раза в неделю выполняет рейсы узбекская авиакомпания. И, конечно, произошло долгожданное возобновление полетов в Таиланд осенью 2022 года, на Пхукет и в Бангкок», – отметил эксперт.

С февраля также для авиапассажиров снова стали доступны перелеты в Китай. Рейсы выполняет компания «Аврора» – два раза в неделю она летает в Харбин и три раза – в Пекин. А начиная с июля, дополнительные два рейса в неделю в Харбин осуществляет и китайская авиакомпания. Таким образом, сейчас в соседнюю страну из Владивостока самолеты летают семь раз в неделю.

В начале осени приморский аэропорт ждет увеличение пассажиропотока в связи с грядущим Восточным экономическим форумом. По словам Хазина, к приезду большого количества гостей готовятся заранее.

«Несмотря на то, что мероприятие проводится в первых числах сентября, активная фаза подготовки к нему начинается примерно за 3 месяца. В это время происходит проверка всех технологических систем, всего оборудования, составляются усиленные графики сменности, то есть весь персонал вводится в работу. Восточный экономический форум – это, конечно, большое испытание для аэропорта, и я рад, что уже восьмой год подряд именно Владивосток принимает его. Мы единственная на Дальнем Востоке воздушная гавань, которая обслуживает мероприятие такого высокого уровня», – отметил он.

В высокий августовский сезон аэропорт выполняет порядка 50-60 взлетно-посадочных операций в сутки. В дни форума их количество доходит до 120-130. Большая работа проводится и в пассажирском терминале – например, появляется дополнительная навигация для участников ВЭФ, устанавливаются стойки регистрации для делегатов, гостей встречают и помогают сориентироваться волонтеры. Вся эта работа, резюмировал Хазин, выполняется не только для того, чтобы обеспечить своевременное обслуживание участников. 

Полное интервью с экспертами смотрите в видеоверсии.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь. 

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Приморье
Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусовПолитика, 03:58
Количество пострадавших от укусов клещей приморцев растетПриморье, 03:54 
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и сбитых дронахПолитика, 02:23
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Иностранные корабли примут участие в праздновании Дня ВМФ во ВладивостокеПриморье, 01:57 
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24