С 1 марта россияне могут устанавливать самозапрет на получение кредитов

С 1 марта 2025 года россияне получили возможность самостоятельно устанавливать запрет на выдачу кредитов и займов через портал «Госуслуги». Это одна из мер защиты граждан от кибермошенников, которые разрабатываются при участии Банка России и профессиональных участников финансового рынка. О том, как защищают деньги жителей страны, РБК Приморье рассказали в Дальневосточном главном управлении регулятора.
«Если человек захочет получить кредит или заем, то он в любой момент сможет отменить самозапрет. Нужно учитывать, что запрет снимут через день после внесения в кредитную историю соответствующей информации. Такой временной лаг предусмотрен специально: он дает людям возможность принять взвешенное финансовое решение. Особенно важно это в тех случаях, когда люди берут деньги у кредиторов под влиянием мошенников», – пояснили в пресс-службе Дальневосточного ГУ Банка России.
Подчеркивается, что регулятор активно участвует в разработке законодательных инициатив по защите граждан от мошенников. В ведомстве напоминают, что с 25 июля 2024 года у банков появилась обязанность возвращать клиентам деньги, если они допустили перевод средств на мошеннические счета, которые находятся в специальной базе Банка России.
Также с 1 сентября текущего года заработает еще одна норма – так называемый период охлаждения. Банки и микрофинансовые организации будут обязаны перечислять деньги по договорам кредитов и займов в размере от 50 тыс. до 200 тыс. руб. только через 4 часа после заключения договора. Если сумма превышает этот порог, то средства перечислят через 2 дня. Это должно дать человеку время осознать происходящее и возможный обман.
«К части положений остаются вопросы. Например, в принятом законе сохраняется возможность для отдельных банков не применять «период охлаждения» на основе решения Банка России. Это может привести к регуляторному арбитражу и сохранению рисков заключения кредитных договоров без добровольного согласия клиента», – прокомментировали изменения в пресс-службе банка ВТБ.
По данным УМВД РФ по Приморскому краю, в 2024 году количество преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в регионе увеличилось на +28,7% (с 8,3 тыс. до 10.7 тыс.). В том числе 43,9% (6 тыс.) – это мошенничества в сфере IT-преступлений, 13,7% из них составляют кражи средств с банковских счетов и карт граждан. 87,1% IT-преступлений совершено в интернете. Раскрыто было 1,37 тыс. таких преступлений (-0,6%) и обнаружено 1,2 тыс. лиц, которые их совершали (+14,5%), в том числе раскрыто 291 дистанционное мошенничество (-27,8%) и выявлено 177 мошенников (+2,3%).
В Банке России рассказали о схемах, которые чаще всего используют мошенники. Человеку звонит лжесотрудник бюро кредитных историй, абонент может представиться банковским работником или представителем правоохранительных органов. Злоумышленник утверждает, что на гражданина пытаются оформить кредит. Также аферисты часто звонят и сообщают о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги со счетов жертвы, и предлагают перевести их для сохранности на «безопасный» счет. Поступают звонки и якобы от техподдержки Госуслуг: мошенники сообщают о подозрительной активности, связанной с учетной записью. Во всех случаях мошенники торопят и запугивают своих собеседников, выманивая персональные и платежные данные или коды из СМС.
По информации ВТБ, предоставленной РБК Приморье, еще одной уловкой мошенников являются фишинговые схемы. В январе 2025 года количество поддельных интернет-магазинов, сервисов доставки, ложных схем трудоустройств и предложений заработка в интернете, увеличилось на 50% по сравнению с декабрем 2024-го. Злоумышленники маскируют вредоносные программы под легитимные приложения, чтобы похищать деньги и персональные данные интернет-пользователей.
«Среди новых тенденций – мошенничество с продвижением товаров на маркетплейсах. Жертве предлагают оплачиваемую работу по оставлению лайков, отзывов и бронированию отелей. После нескольких выполненных заданий требуется предоплата или покупка «доступа к платформе», после чего мошенники исчезают», – подчеркнули в пресс-службе банка.
Активно используются схемы с оплатой доставки, когда поддельные страницы выдают за официальные сервисы, автоматическими подписками с пробным периодом на обучение или развлекательный контент, предложениями фальшивых инвестиций.
Отметим также, что после обмана злоумышленники часто побуждают жертв совершать противоправные поступки, обещая вернуть деньги. Ранее РБК Приморье писал, что в декабре 2024 года 50-летняя жительница Владивостока запустила салют в отделении банка. Позже полиция сообщила, что женщина попалась на уловки мошенников, представившихся специалистами Росфинмониторинга, и лишилась суммы свыше 2,5 млн руб. Далее женщина следовала инструкциям злоумышленников, которые предложили ей принять участие в операции по задержанию работников финансового учреждения, сообщив, что именно из-за них она лишилась своих денег. Горожанка стала фигуранткой уголовного дела по ч. 2 ст. 167 УК РФ. Подобные инциденты в конце года фиксировались по всей стране. Чаще всего жертвами становились пожилые россияне и молодежь.