Перейти к основному контенту
Импорт автомобилей ,  

«Обходных путей нет»: автомобильный бизнес о санкциях и утильсборе

Приморские эксперты опасаются, что новые ограничительные меры лишат Россию десятков тысяч иномарок
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Последний месяц лета подготовил для российского автобизнеса сразу два потрясения. Во вторник, 1 августа, в стране серьезно выросли ставки утильсбора как для юридических, так и для физических лиц. А 9 августа вступят в силу японские санкции на поставку в РФ машин с объёмом двигателя свыше 1,9 л, с гибридными двигателями, а также электромобилей. Особенно беспокоят нововведения предпринимателей из Приморья – одного из главных автомобильных регионов страны. О том, как местный бизнес реагирует на перемены – в материале РБК Приморье.

Жесткие тарифы утильсбора и японские санкции

1 августа в России повысили ставки по утильсбору. Напомним, что для машин с объемом двигателя до 2 л они подскочили со 178,4 до 300 тыс. руб.; для моторов от 2 до 3 л – с 281,6 тыс. руб. до 844 тыс. руб.; для электромобилей – с 32,6 до 360 тыс. руб. 

Сильнее других рост тарифов прочувствовали владельцы премиальных авто. За утильсбор для машин с объемом двигателя от 3 до 3,5 л им придется заплатить 970 тыс. руб. вместо 259,6 тыс., более 3,5 л – 1,2 млн руб. вместо 444,4 тыс. руб. Причем оплачивать эти суммы должны будут не только юридические, но и физические лица.

Повышенный тариф также теперь действует для граждан, которые ввозят автомобили в страну в целях дальнейшей перепродажи. Те, кто оформляет машину для личного пользования, продолжат оплачивать утильсбор по ставке физлица, которая составляет 3,4 тыс. руб. за транспорт младше трех лет и 5,2 тыс. руб. за трехлетний и старше. Если гражданин ввозит в Россию «для себя» больше одного автомобиля в год или продает его раньше, чем через 12 месяцев, то сбор с машины подлежит уплате (либо доплате) по ставкам, установленным для юрлиц.

Не успел автобизнес подстроиться под жесткие меры российских властей, как получил новый удар – на этот раз от Японии. Правительство страны ввело очередной пакет санкций, среди прочего запрещающий ввоз в РФ машин с объёмом двигателя свыше 1,9 л и с гибридными моторами, а также электромобилей. Ограничения вступят в силу 9 августа, сообщается на сайте министерства экономики, торговли и промышленности Японии. 

Как отмечают эксперты, попавшие под запрет автомобили составляют порядка 60% рынка. После их ухода в оставшемся сегменте резко вырастет конкуренция – в том числе и потому, что японские мало- и среднелитражки, которых санкции не коснулись, пользуются повышенным спросом в странах Юго-Восточной Азии.

«Сейчас экспортеры пытаются экстренно вывезти санкционные автомобили из Японии в Россию, чтобы успеть до 9 августа, когда ограничения вступят в силу. Что делать дальше, никто не понимает. Между собой участники рынка обсуждают возможные обходные пути, но пока это не более, чем белый шум», – рассказал РБК Приморье источник в Японии, знакомый с ситуацией.

По его словам, японские экспортеры не рассматривают всерьез продажу авто через третьи страны. Теоретически, изменение логистики возможно, но оно неизбежно повлечет за собой серьезное удорожание машин и увеличение сроков поставок. В среднем цены на санкционные автомобили вырастут на 15-30%. Из-за увеличения спроса взлетит и стоимость машин, которые под ограничения не попали.

Заменить не получится

Сразу после заявления Японии о введении санкций популярные в Приморье автомобили резко и значительно выросли в цене – например, по данным автомобильного портала «Дром», средняя стоимость внедорожника Toyota Land Cruiser Prado 2022 года выпуска увеличилась на 1 млн руб.: сейчас она составляет порядка 5,9 млн руб., а в конце июля достигала 4,9 млн. Некоторые модели автомобилей теперь и вовсе не купить. Так, новые Toyota Prius, Nissan X-Trail, модели ES300H и RX450h марки Lexus, Pajero и Delica бренда Mitsubishi и многие другие машины, пользующиеся спросом в Приморье, полностью сняты с продажи. В наличии теперь остались только варианты с пробегом, но их стоимость также сильно выросла.

По мнению обозревателя «Дрома» Сергея Арбузова, импорт в Россию японских автомобилей сократится более чем вдвое для подержанных автомобилей и примерно на треть для новых. На это указывает структура поставок, которая сложилась к концу первого полугодия 2023.

«Думаю, утрата подержанных электромобилей из Японии, таких как Nissan Leaf, серьезно не отразится на российском рынке. Электрокаров не так много относительно других японских авто, в основном их покупали под замену батареи. А вот сегмент подержанных неподключаемых гибридов, таких как Toyota Prius и Toyota Aqua, очень большой. Заменить их не получится – Россия лишится десятков тысяч машин. Пострадают и бизнес, и обычные покупатели: кроме как из Японии везти такие автомобили неоткуда. В Китае сегмент неподключаемых гибридов не развит из-за особенностей законодательства: государственную поддержку получили плагин-гибриды и электромобили. Везти поддержанные гибриды через третьи страны тоже невыгодно: цены вырастут настолько, что автомобили потеряют свою привлекательность», – полагает эксперт.

Что касается новых японских машин, Toyota Land Cruiser, Land Cruiser Prado и другие премиальные авто с объемными двигателями давно ввозят через Казахстан и Объединенные Арабские Эмираты. В Москве, например, таких предложений много. Другое дело Дальний Восток: если поставлять туда автомобили через Арабские Эмираты, цены вырастут критически, а следом упадет спрос, считает Арбузов.

Обходных путей нет

Эксперты уверены: Владивосток и его жители зависят от автобизнеса гораздо сильнее, чем западная часть России.

«Жесткий утильсбор с японскими ограничениями и курс доллара выше 90 рублей оставят максимум 30-35% прошлых объемов. А скорее всего даже меньше и вряд ли произойдет оптимистичное «рынок перестроится, будут покупать также, но по новым ценам». Просто потому, что теперь есть китайцы, относительно дешевые, доступные, с гарантией, кредитами. И льготами от государства», – отмечает руководитель компании Carwin Дмитрий Забора.

По словам директора компании «Япония Транзит» Дмитрия Клатаевского, продавцы на Зеленом Углу – главном авторынке Дальнего Востока – в настоящее время разделились на два лагеря. Одни заняли выжидательную позицию и хоть и подняли цены, но машины продают неохотно. Торговля у вторых идет активно, но машины они тоже реализуют по завышенной стоимости.

В то же время компании, которые, как и «Япония Транзит», привозят автомобили под заказ, подготовиться к новым реалиям еще не успели. «Пока мы наблюдаем за тем, какая будет ситуация с введением утильсбора и запрета на экспорт определенных видов автомобилей. При этом из перечня ограниченных теперь к ввозу машин мы продали все, увеличив цены примерно на 7-10% – и продали достаточно быстро, буквально в считанные дни», – рассказал он.

Эксперт также считает, что сейчас существует крайне малое количество обходных путей, и все они ведут или к удорожанию, или к увеличению сроков поставки автомобилей.

«К сожалению, при условии, что сейчас и так довольно высокие цены, любой их рост будет заметен. В настоящее время, например, как альтернатива рассматривается рынок Монголии, но везти автомобили через эту страну и долго, и дорого. На мой взгляд, относительно запрета на экспорт сейчас обходных путей практически нет, ситуация сложная», – добавил он.

Отметим, что в последнее время приморские бизнесмены активно запасались автомобилями. За первые шесть месяцев 2023 года Владивостокская таможня оформила более 130 тыс. машин, ввезенных для личного пользования – это в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2022. В июне количество легковых авто, пересекших границу, достигло рекордных 28 тыс. единиц. Выставленными на продажу автомобилями переполнен и Зеленый Угол – в этом лично убедились корреспонденты РБК Приморье.

Однако, учитывая скорость, с которой раскупаются машины, можно предположить, что в скором времени они закончатся. А как преобразится автомобильный бизнес Приморья – переключится ли на продажу малолитражек, выберет ли альтернативные пути поставок, или вовсе «пересадит» покупателей на отечественные марки – покажет время.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь. 

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 30 октября
EUR ЦБ: 105,44 (+0,21)
Инвестиции, 29 окт, 17:57
Курс доллара на 30 октября
USD ЦБ: 97,33 (+0,1)
Инвестиции, 29 окт, 17:57
Все новости Приморье
«ВсеИнструменты.ру» отчитался об увеличении количества заказов на 31%Отрасли, 11:21
На Украине сообщили о попадании обломков дрона на здание Генштаба в КиевеПолитика, 11:20
Курс биткоина поднялся выше $73 тыс., но не смог побить абсолютный рекордКрипто, 11:17
На Камчатке добыли больше золота, угля и термальных водПриморье, 11:16 
В Белоруссии решили проверить реагирование госорганов на терактыПолитика, 11:11
Гвардиола сравнил обладателя «Золотого мяча» Родри с МессиСпорт, 11:10
Иран пригрозил Израилю «сокрушительными ударами» в ближайшие дниПолитика, 11:10
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Названы районы Москвы, где цены на жилье не выросли или снизилисьНедвижимость, 11:08
Перегретая икра: что будет с ценами на главный деликатес Нового годаПриморье, 11:05 
На месте ТЦ «Максим» могут построить гостиницу на 1,6 тыс. номеровПриморье, 11:04 
Цвет, шрифт, микроанимации: как выбрать, чтобы зацепить клиентовPro, 11:02
В Грузии начали расследование из-за выборов и решили допросить президентаПолитика, 10:59
Жители Киевской области сообщили об изменении геопозиции на БелоруссиюОбщество, 10:59
Байден допустил удар ВСУ по военным КНДР при пересечении границы УкраиныПолитика, 10:52