«Локомотив изменений»: экономика в Приморье растет быстрее, чем у других
В прошлом году в Приморье были реализованы 46 региональных проектов в рамках 12 национальных. На эти цели власти направили свыше 29 млрд руб. – это на 8 млрд больше, чем в 2019, и на 0,5 млрд больше, чем в 2022. О том, удалось ли осуществить намеченное и планах на будущий год, поговорили участники круглого стола, организованного РБК Приморье по итогам реализации нацпроектов в крае.
«Приморский край – локомотив изменений, которые происходят на Дальнем Востоке. Благодаря нацпроектам в Приморье идут инвестиции, строится жилье, развивается сельская местность и инфраструктура, поддерживаются ключевые производства. Все это напрямую влияет на качество жизни приморцев», – отметила председатель правительства Приморского края Вера Щербина.
По ее словам, нацпроекты обеспечили прорыв в экономике и социальной сфере. В 2023 году регионе практически ликвидирована безработица – работу нашли в 2 раза больше соискателей, чем планировалось. В 3 раза больше людей получили медицинскую помощь медбригад с современными медицинскими комплексами. Улучшилась ситуация с образованием – в 2 раза больше детей и молодежи смогли заниматься в технопарках и IT-кубах.
Выйти на международные рынки
Географическое положение и звание «восточных ворот» России обязывает край быть максимально включенным в программу «Международная кооперация и экспорт». И если брать в расчет поставки продукции, произведенной непосредственно в Приморье, на одной из лидирующих позиций окажется агропромышленный комплекс.
«Мы все знаем, что Приморье – это в основном рыба, морепродукты. Но и сельхозпродукция вышла на международные рынки. Мы взяли свою нишу и сегодня активно расширяем направление и перечень продовольственных товаров, поставляемых на экспорт. Всего в прошлом году поставили продукции на 1 млрд руб.», – отметил глава приморского минсельхоза Андрей Бронц.
Он добавил, что 2023 год был тяжелым – прежде всего, из-за погодных условий, сказавшихся на урожае, и африканской чумы свиней, подкосившей поголовье животных. Но даже в этих условиях динамика оказалась положительной: поставки сельскохозяйственной и пищевой продукции увеличились в 2,3 раза. Удалось значительно нарастить экспорт сои и кукурузы в страны АТР. Не помешали этому даже санкции.
Одна из задач, которая сейчас стоит перед отраслью – нарастить глубокую переработку продукции, произведенной в Приморье.
«Сегодня как раз начинают реализовываться несколько проектов по переработке кукурузы. И в конце года введется мощное производство по поставке кукурузных формовых хлопьев. <…> Дальше у нас задача – глубокая переработка сои», – отметил Андрей Бронц.
Еще одна задача – отстроить логистику и использовать все преимущества присутствия в АТР. Для ее решения в крае запланировано строительство зернового терминала, который будет работать не только на Приморье, но и другие регионы.
Справиться с нагрузкой
Говоря о транзитной функции края, стоит напомнить, что морские порты в последние годы взяли на себя рекордные обязательства. Через дальневосточные гавани проходит порядка 50% всего оюъема российского контейнерооборота. Активно развивается торговля со странами АТР: если в 2014 году внешний торговый оборот составлял порядка 25%, то к сегодняшнему дню он увеличился уже до 70%.
«Важно отметить, что в 2022 году произошел определенный всплеск контейнерооборота, который перешел на Дальний Восток, потому северо-запад потерял определенную долю. И, конечно же, Владивостокский морской торговый порт (ВМТП – прим. ред.), который обрабатывает 40% контейнеров в регионе, взял на себя очень большую нагрузку. Я могу похвастаться, что в 2023 мы завершили год с показателем 860 тыс. TEU – это практически на 90 тыс. больше, чем годом ранее. Рост рынка в 2022 году такой же. То есть мы одинаково с рынком выросли», – рассказала коммерческий директор ВМТП Елена Казарина.
Поспособствовал быстрому темпу роста, по ее словам, «комплексный подход». В прошлом году порт закупил 74 единицы техники, всего планируется приобрести 170 единиц. Также повлияло увеличение контейнерных площадок для хранения грузов. В 2023 году они «выросли» на 2 тыс. TEU. В дальнейшем их планируется увеличить еще на 20%.
«Также очень важно отметить, что 70% нашего контейнерооборота – это груз, который приходит и уходит по железной дороге. <…> Мы работаем со всеми грузопотоками. Это каботаж, экспорт, импорт и транзит», – отметила Елена Казарина.
Планы на 2024 год у порта амбициозные. Он планирует обрабатывать более 900 тыс. TEU грузов. А в дальнейшем и вовсе стать миллионником.
Построить безопасные и качественные дороги
В России всегда остро стоял дорожный вопрос. Для его решения власти разработали отдельный нацпроект – «Безопасные качественные дороги» (БКД).
Во Владивостоке ремонтные работы по нацпроекту выполняет компания-подрядчик «Спец СУ». По словам ее генерального директора Ивана Зайченко, за годы реализации программы БКД выросло не только ее финансирование, но и требования к проектированию и комплексному ремонту дорог.
«В начале проекта у нас возникали небольшие проблемы с тем, что работы проводились на отдельных элементах дорог. Сейчас они ремонтируются полностью. То есть мы меняем все, начиная с водоотвода и заканчивая непосредственно обустройством и разметкой», – рассказал он.
В районах Приморья также идут работы в рамках проекта БКД. Ими в том числе занимается крупнейшая дорожная компания региона – «Примавтодор». Ее главный инженер Антон Гаврилишин рассказал, всего в крае с 2015 по 2023 годы было отремонтировано 762 км дорог. Доля нацпроекта БКД из них – примерно 30-40%, и с каждым годом она увеличивается.
«В прошлом году было отремонтировано порядка 200 км дорог, на около 70 км из них работы прошли по БКД. <…> В 2024 году планируется привести в порядок 277 км дорог, в том числе 78 из них – по БКД», – отметил Гаврилишин.
Открыть воздушные ворота
Приморский край принимает все больше гостей – в первую очередь, это видно по показателям воздушных ворот края.
«В 2023 году мы превысили по внутренним авиалиниям порядка 2,5 млн пассажиров, что больше на 50%, чем было в 2019. Это связано с развитием внутреннего туризма», – рассказал генеральный директор Международного аэропорта Владивосток им. В. К. Арсеньева Денис Чмутов.
На дальневосточном направлении пассажиропоток растет опережающими темпами. По итогам 2023 аэропорт перевез более 800 тыс. пассажиров в ДФО. Самые популярные направления – Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский. Также открылись новые маршруты – до Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре и Советской Гавани, курильского острова Итурупа.
«Дальнейшую перспективу развития перевозок на Дальнем Востоке мы, как аэропорт, представляем в виде господдержки популярных, раскатанных направлений до Хабаровска, Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска. Потому что они генерируют более 70% пассажиропотока в ДФО. <…> Наше предложение состоит в том, чтобы организовать введение каких-то плоских тарифов на дальневосточные линии по аналогии с московским направлением», – обратился к председателю правительства начальник отдела авиационного маркетинга Дмитрий Хазин.
Привлечь туристов
Туристическая отрасль Приморья потихоньку восстанавливается после пандемийного застоя. В 2023 году край посетили порядка 3,5 млн гостей. Летом только из Москвы в регион ежедневно прилетало порядка 2 тыс. человек.
«Нас радует, что мы становимся узнаваемы для жителей России. Еще одна наша задача – удержать россиян в крае, потому что внутренний турист очень важен. У нас есть все условия для того, чтобы получить здесь полноценный отдых. Большую роль в этом играет международная выставка «Россия», которая проходит на ВДНХ: она дает возможность показать край с лучших сторон, рассказать в том числе о дальневосточной кухне», – отметила руководитель приморского Туристского информационного центра (ТИЦ) Ольга Юрьевна Гуревич.
По ее словам, в прошлом году на проектирование туристского кода Владивостока было выделено 215 млн руб. На эти деньги в центральной части города были установлены навигационные таблички. В нынешнем году благодаря единой субсидии по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» с туристский код можно будет развивать и в других районах Приморья.
«Большим подспорьем стало выделение денег по нацпроекту на большое событийное мероприятие «Приморские муссоны» в сентябре и октябре прошлого года. На одной площадке прошли деловые, развлекательные и спортивные мероприятия, а также большие гастрономические фестивали», – продолжила Гуревич.
Также в прошлом году было построено 11 модульных гостиниц, благоустроено 4 пляжа и 2 турмаршрута. В дальнейшем планируется строительство круглогодичного курорта в Хасанском районе, в котором смогут отдохнуть более 4 тыс. человек одновременно.
Создать технологии будущего
В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) реализуется нацпроект «Наука и университеты», который базируется на двух программах: «Приоритет-2030» стратегического академического лидерства и «Передовые инженерные школы».
«Благодаря этим двум мегапроектам у нас за последний год появилось значительное количество новых технологических решений и разработок как для наших граждан, так и для российской экономики в целом. В частности – технология очувствления бионических нейропротезов. С их помощью люди, потерявшие конечности, могут чувствовать, как они сжимают предметы. Эти технологии сегодня доступны нашим гражданам», – поделился ректор вуза Борис Коробец.
Еще одна важная задача – привлечение талантливой молодежи на Дальний Восток. За год в ДВФУ прибыло более 90 молодых исследователей, многие из них приехали из других регионов. В приморском вузе они работают в четырех лабораториях, которые занимаются разработками в сфере медицины и энергетики.
«Средний возраст таких ученых – 29 лет, это по-настоящему наше будущее. Завтра эти люди будут создавать настоящие технологические суверенитеты нашей страны. <…> Благодаря поддержке правительства Приморского края мы создаем университетский технопарк для предпринимателей и малого бизнеса. Это крайнее важное направление, потому что ребята получают возможность здесь, на территории острова Русского, внедрять свои разработки в жизнь. Стройка уже началась, в 2024 году мы начнем выпускать высокотехнологичную продукцию для экспорта в Китай», – заверил Борис Коробец.
Построить больницы
Одним из самых социально значимых нацпроектов, безусловно, является «Здравоохранение». Это борьба за здоровье россиян, ремонт и модернизация существующих медицинских учреждений, строительство новых.
С 2019 по 2023 годы приморский минздрав направил 147 млрд руб. на реализацию проектов по капремонту, реконструкции и строительству всей сети здравоохранения края. Было отремонтировано 228 медучреждений, закуплено свыше 15 тыс. единиц новой техники, установлено более 42 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и 12 врачебных амбулаторий.
С 2021 года, по словам министра здравоохранения Приморского края Евгения Шестопалова, началось строительство 13 капитальных зданий для новых медицинских учреждений. 5 из них будут сданы в этом году, остальные – в 2025. Новые объекты появятся в Ольгинском, Надеждинском, Красноармейском, Яковлевском, Михайловском, Лазовском районах и в Находке.
«Не везде получается установить врачебную амбулаторию или фельдшерский пункт, но мобильные передвижные комплексы, с учетом этих особенностей, закупаются активно. На сегодняшний день регион приобрел 23 передвижных ФАПа, передвижные лабораторные инструментальные комплексы. Приобретается тяжелое оборудование: томографы, маммографы, ангиографические установки. То есть достаточно весомый вклад идет в материально-техническую базу», – отметил глава ведомства.
Обеспечить лекарствами
Санкции, добавил он, критично не повлияли на закупку техники. Не отразились они и на приобретении лекарственных препаратов. В настоящее время перечень медикаментов, в том числе выпускаемых отечественными производителями, а также с участием компаний, которые своевременно произвели локализацию своих производств на территории России, неуклонно растет.
«В перечне жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов, предельно допустимые оптовые и розничные цены которых регулируются государством, постоянно происходят дополнения. Так, ближайшее заседание комиссии Министерства здравоохранения состоится 8 февраля, где дополнительно будут рассматриваться еще 5 позиций. <…> Абсолютно объективно необходимо отметить, что в Российской Федерации реализуются грандиозные меры социальной поддержки в части лекарственного обеспечения», – рассказала доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общей и клинической фармакологии ТГМУ, главный внештатный клинический фармаколог Дальнему Востоку Екатерина Елисеева.
Она добавила, что Приморье в полном объеме обеспечивается льготными лекарствами по федеральным программам для пациентов, оформивших инвалидность.
«Сейчас мы работаем над тем, чтобы самые инновационные препараты были нашим гражданам доступны. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. Мы полагаем, что у нашей страны есть все необходимые условия и потенциал для того, чтобы граждане Российской Федерации и Приморского края бесперебойно получали те лекарственные препараты, которые им необходимы на то время, которое нужно для проведения фармакотерапии», – отметила Екатерина Елисеева.
Опираться на людей
«В Приморском каре сформирован пул общественных наблюдателей за реализацией нацпроектов. Решение было поддержано правительством Приморского края, губернатором. Только в этом году 250 наблюдателей «присматривали» за 300 объектами, реконструированными, отремонтированными», – рассказал председатель Общественной палаты Приморского края Борис Ступницкий.
Сделать нацпроекты результативными, резюмировала Вера Щербина, можно в том случае, если каждый ответственный за них, опираясь на мнение населения, отстаивал те показатели, которые нужны людям в том или ином направлении.
«Нужно не просто построить, покрасить что-то, а именно улучшить качество и уровень жизни нашего населения. Поэтому я считаю, что и сейчас, и впредь необходимо корректировать все свои действия, опираясь на мнение жителей края», – заключила глава краевого правительства.
✅Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.