Блэкаут «по-тихому», левый руль для такси и новые жертвы для эвакуатора
Темные ночи и дни бухты Тихой
Одной из самых «горячих» тем для Владивостока на прошлой неделе стал пожар на электроподстанции в районе бухты Тихой. Из-за аварии без света, горячей воды и отопления остались почти 600 домов, некоторые из них на несколько дней. Не работали школы и детские сады. Властям даже пришлось развернуть два пункта временного размещения, где жители темного района могли согреться и зарядить гаджеты. Оказалось, что на подстанции Загородной полностью выгорели два закрытых распределительных устройства. Подключить потребителей получилось только на вторые сутки.
Скорее всего блэкаут произошел из-за того, что профилактика и ремонтные работы на объекте энергетической инфраструктуры должным образом не проводились. Об этом заявил председатель ТОС «Патрокл-Сочинская» Виталий Гречанюк, ссылаясь на специалистов-энергетиков.
«На самом деле эта проблема имеет широкий характер, и вот просто случился инцидент, который должен был случиться, потому что по остаточному принципу уделяется внимание этому. <…> По мнению энергетиков, этот вопрос упирается в финансы. Для них это вопрос зарплат: у монтеров, которые там работают, невысокая зарплата, но когда речь заходит о повышении тарифа, это вопрос политический и непопулярный, и поэтому такой замкнутый круг получается <…> Мне назвали цифры: электромонтеры, которые выезжают на подобные вызовы, получают 35-45 тыс. руб. Это неконкурентно даже по сравнению с работой таксиста или доставщика пиццы. Таким образом, в этой профессии просто не остается людей», – прокомментировал причины аварии Гречанюк.
После аварии без электричества осталась бухта Тихая, ТОС «Патрокл-Сочинская» повезло больше: к выгоревшей подстанции там подключены только 3 многоквартирных дома, пояснил председатель территориального самоуправления. Но это тоже немало – более 700 квартир.
«Почти двое суток они были без электричества, соответственно, все эти семьи были вынуждены просто уехать к родственникам, потому что кроме отключения электричества, пропадает и водоснабжение. В этих домах горячее водоснабжение и отопление работают вторым контуром. То есть если отключается электричество, дом вообще становится непригоден для существования <…> У нас в районе cработала такая взаимопомощь: соседи некоторые объединились и обеспечили доставку воды. Управляющая компания и местный бизнес тоже стали откликаться, приглашали всех, кому надо зарядить пауэрбанк, допустим, в ближайшие магазины <…> В соседнем районе Тихой все было гораздо хуже, и последствия до сих пор остаются. Там более старый фонд, и зачастую дома содержатся плохо, они в очень плохом состоянии <…> Во многих домах просто взорвались батареи в коридорах, и до сих пор, насколько я знаю, где-то они такими и остались. Там просто весь район остался без электричества, и жители были крайне возмущены», – рассказал Гречанюк.
Он отметил, что эта ситуация показала, как по-разному к исполнению своих обязанностей относятся муниципальные депутаты. К решению проблемы подключились не все.
«У нас в городе не все депутаты одинаково полезны. В бухте Тихой два автономных округа, и если один депутат активно включался в работу, чтобы узнавать и мониторить ситуацию, то о работе другого мы ничего не знали вообще», – заявил представитель общественности.
Первопричину подобных ЧП Виталий Гречанюк видит в расхождении объемов строительства жилья и мощности необходимой инженерной инфраструктуры. Объекты ЖКХ должны учитывать возможный рост микрорайонов.
«Это и водоснабжение, и водоотведение, ливневая канализация, электроснабжение. Всему этому нужно, во-первых, должное обслуживание, все нужно рассчитывать на растущие мощности. И есть еще такая проблема во Владивостоке, и, конкретно на Патрокле, это проблема бесхозных объектов. Есть объекты, которые кто-то когда-то строил, но должным образом не передал, и мы сталкиваемся до сих пор с ответом нашего предприятия «Приморский водоканал» в случае аварий, что их тут нет: в сети нет, а по факту есть. Мы каждый месяц платим по квитанциям за воду, которая каким-то чудесным образом течет по трубам, которых официально нет», – поделился своими наблюдениями представитель района Патрокл.
Чтобы не допустить повторения подобных инцидентов, Виталий Гречанюк предложил обратиться к советской системе планирования. Он подчеркнул, что работа над ошибками после аварий – это не самый эффективный способ решения проблемы.
«Если отмотать в советское прошлое, то позитивный момент был в том, что там было некоторое планирование и закладывались деньги на регламентные работы. Наверное, может быть сейчас руководители отдельных предприятий просто боятся заявить о том, что процент износа где-то близится к 100%, и требуется очень много денег. Наверное, где-то не хватает смелости об этом говорить, но иначе мы просто будем получать все больше таких инцидентов. Не нужно ждать, пока жареный петух куда-то клюнет, нужно смотреть на перспективу», – резюмировал председатель ТОС «Патрокл-Сочинская».
Лада – то, что таксисту не надо
Таксистов ждут тяжелые времена. В среде перевозчиков даже есть мнение, что их бизнес «приговорили к расстрелу». Причина панических настроений – инициатива депутатов Государственной Думы, которые задумали пересадить таксомоторные компании на отечественные автомобили, ну или хотя бы на машины высоколокализованной сборки. Мотивация у законотворцев, как водится, благостная – поддержка отечественных автопроизводителей и защита пассажиров. Мол, если введут санкции, условная Тойота останется без запчастей, а таксопарку, состоящему из условных Лад и Москвичей, будет все ни по чем.
Однако, региональная специфика рынка может стать препятствием для реализации инициативы. Такое мнение высказал директор дальневосточной службы такси Валентин Тен. К примеру, в Приморье большинство автолюбителей ездят на праворульных японских автомобилях.
«Сиюминутно взять, переломать через колено и заставить всех пересесть на леворукие автомобили отечественного производства будет очень большим шоком <…> Для таксиста очень важна скорость ремонта автомобиля. Это не из-за того, что таксисты, как оголтелые летают и поэтому бьются, а потому что они ездят гораздо больше. Таксист наезжает в день по 400-500 км. И по теории вероятности аварийность выше и износ. <…> Отечественные автомобили у нас на Дальнем Востоке не представлены совершенно, и найти что-то из запчастей, буквально малейшую какую-то деталь невозможно», – пояснил Тен.
Он отметил, что, в случае принятия нового законопроекта, у агрегаторов такси серьезных проблем не возникнет: они просто озвучат условия держателям автопарков, которым и придется искать способы исполнения изменившихся требований.
«Таксопарки будут вынуждены выкручиваться. Ну а что они могут сделать, если единица автотранспорта стоит, вы сами понимаете, сколько. Насколько подорожали за последнее время автомобили, начиная от б/у и заканчивая новыми? У нынешних предприятий нет таких резервов где-то на полочке, чтобы взять и одномоментно купить новые автомобили <…> Допустим, нам говорят, что с 1 января 2025 года все автомобили должны быть с левым рулем и произведены на территории России. Их же просто нет. Даже если предположить, что какое-то количество поставят, это будет огромнейший дефицит. Соответственно, таксисты не вымрут как мамонты, а просто уйдут «в тень». Будут какие-то Telegram-каналы, в WhatsApp какие-то группы и так далее. Мы вернемся в начало 2000-х - конец 90-х», – озвучил свое мнение Валентин Тен.
Закон улицы: нет номера – нет машины
Владивосток станет значительно чище. Городские депутаты приняли подзаконный акт, который позволит муниципальным компаниям эвакуировать с улиц и дворов бесхозные автомобили. Пока речь идет о разукомплектованных машинах – без номеров, с разбитыми стеклами, но в перспективе под гребенку коммунальщиков могут попасть и зарегистрированные авто, долго припаркованные в неположенном месте.
Комментируя документ, депутат Думы Владивостока Антон Савенко уточнил, что речь идет даже не об автомобилях, а о конструкциях, к которым относится и автохлам. Он напомнил, что ранее в городе был принят подобный акт, но действовал он только в отношении муниципальных земель. Расширить границы и полномочия было необходимо.
«Были прецеденты, когда земли не муниципальные – федеральные или, к примеру, РЖД, и собственник не может сам убрать такие конструкции, а территория де-юре принадлежит кому-то другому, а де-Факто используется городом как общественное пространство. И вот там стоит эта сгоревшая или ржавая машина, а город с этим ничего не может сделать, потому что земля не его», – пояснил Савенко.
Он добавил, что это лишь первая часть изменений. Дальше предстоит проработать механизмы разрешения ситуации с зарегистрированными машинами, которые стоят вдоль дорог с разбитыми лобовыми стеклами после аварий или просто брошены владельцами.
«Мне, например, очень нравится регламент Московской области. У них не только отсутствие каких-то деталей кузова, разбитые стекла или спущенные колеса являются основанием для эвакуации, но еще и косвенные признаки, такие как мусор, ветки на машине, которые долго лежат, большой слой пыли. Ну вот машина стоит целая, но стоит год. Что с ней делать? Она вроде как должна продолжать стоять, но это же приносит неудобства не только для благоустройства, она занимает полезное пространство, которое всем горожанам принадлежит. Это и парковочное место, возможно, и еще что-то. Поэтому здесь важно, наверное, говорить именно о том, чтобы появилась вторая часть <…> Сейчас мы говорим о машинах без номеров. Это такая основная характеристика, остальное будет учтено во второй части», – рассказал депутат Думы Владивостока.
Полностью интервью с экспертами смотрите в видеоверсии.